Обзор российского IT-сектора
В ближайшие годы российский IT-рынок будет развиваться быстрее, чем большинство западных IT-рынков и экономика России в целом.
По прогнозам экспертов, в 2005-2010 годах российская экономика будет расти на 5-6% в год, западный IT-рынок - на 8-9%, а российский - на 20-25%. По данным экспертов, объем российского IT-рынка в 2005 году составил 14,2 млрд. долларов США. При этом доля услуг на нем составляет 17%. По прогнозу Министерства Информационных Технологий и Связи РФ, отрасль информационных технологий и телекоммуникаций ожидает десятикратный рост к 2010 году.
По данным фонда «Общественное мнение», летом 2007 года общее количество пользователей Сети в России составляло 26,8 млн. человек, что равняется 24% от всего населения страны в возрасте старше 18 лет. По оптимистическому прогнозу ФОМ, проникновение Интернета в России к 2012 году составит 85%, а в соответствии с пессимистическим прогнозом – 33% населения. В случае реализации программы интернетизации школ, проникновение Интернета в России к 2012 году может достигнуть более 60% населения (прогноз Мининформсвязи РФ).
Более подробную информацию об аудитории Интернета в России и прогнозах темпов роста можно получить на сайте фонда «Общественное мнение» http://www.fom.ru.
Обзор глобального рынка Интернет-рекламы
Объем глобального рынка онлайн-рекламы в 2007 г. увеличится на 29,9% по сравнению с 2006 г. и составит $33,72 млрд., как говорится в отчете компании ZenithOptimedia. Доля интернет-рекламы на общем рынке рекламы в мире составит 7,5%, а к 2009 г. дойдет до 9,5%. В период с 2006 г. по 2009 г. глобальный рынок онлайн-рекламы вырастет на 85%, согласно прогнозам специалистов ZenithOptimedia, и достигнет показателя в $48,1 млрд. Напомним, что ранее Бюро интерактивной рекламы (Interactive Advertising Bureau USA) США опубликовало отчет, согласно которому расходы на онлайн-рекламу в США в первом полугодии 2007 г. достигли отметки в $10 млрд., что говорит о росте на 26,4% по сравнению с показателями за аналогичный период 2006 г.
Обзор российского рынка Интернет-рекламы
Развитие российского рынка Интернет рекламы носит взрывной характер. По данным ГК «Видео Интернешнл» «Состояние и перспективы рынка Интернет рекламы в России», с 2000 года медиарекламный рынок России вырос в пять раз и в 2005 году составил 5 000 000 000 долларов США. При этом доля Интернет-рекламы выросла в 20 раз (с 2000-2001 года) и составила 1%. Доля Интернет-рекламы в общем объеме мирового медиарекламного рынка в 2005 году составила 4,3%, при этом в развитых странах этот показатель колеблется от 5,7% до 8,7%. Рост объемов Интернет-рекламы в России составляет 80-100% в год. По прогнозам «Видео Интернешнл», к 2010 году рынок Интернет-рекламы достигнет 5% рынка медиарекламы России и составит $ 540 000 000.
По данным АКАР (Ассоциации Коммуникационных Агентств России), объем российского рекламного рынка в 2006 году составил почти 6,5 миллиардов долларов. По состоянию на конец 2006 года Интернет оставался самым скромным рекламным носителем. По прогнозам генерального директора рекламного агентства IMHO VI Арсена Ревазова, к 2008-2009 году ожидается увеличение доли рекламы в сети до 5-6% от общего рекламного бюджета (расчет основан на данных динамики роста рынка Интернет-рекламы США). По мнению аналитиков ЗАО «Бегун», прогноз доли рынка Интернет-рекламы в 2010 году, данный АКАР, сильно недооценен, что связано с методикой расчетов, неприменимой для данного сегмента. Объем рынка контекстной рекламы в России, по данным отчета Аналитического Центра ЗАО «Бегун», составил в 2006 году 110 млн. долларов США, а по прогнозам АКАР он должен был составить 55 млн. долларов США.
Прогноз развития Интернет-рекламного рынка России по данным АКАР
Медиа-сегмент |
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
Интернет-реклама, вкл. контекстную, млн. долларов |
30
|
50
|
95
|
155
|
230
|
350
|
500
|
700
|
Интернет-реклама, без контекстной, млн. долларов |
18
|
30
|
60
|
100
|
140
|
235
|
340
|
500
|
Контекстная реклама, млн. долларов |
12
|
20
|
35
|
55
|
90
|
115
|
160
|
200
|
Значительно вырос спрос на поисковые технологии, оптимизацию веб-сайтов для индексирования поисковыми машинами со стороны среднего и малого бизнеса. Ежегодно число Интернет-проектов сектора «Товары и услуги» возрастает на 30-40%, в 2006 году их число составило более 50 тысяч, со стороны всех таких проектов закономерно растет спрос на оптимизацию сайтов и контекстную рекламу. В результате, в то время как рынок медийной (банерной) рекламы в Интернете увеличивается на 60-70% в год, рынок поисковой оптимизации (SEO – search engines optimization) и рекламы растет на 200-300% в год.
По оценкам CNEWS, рынок SEO составляет $ 50 млн. в год. Эта оценка совпадает с оценкой рынка SEO-гуру и одного из лидеров поисковой оптимизации Игоря Ашманова. При этом, по мнению CNEWS и Ашманова И., на рынке существует от 500 до 1000 специализированных компаний. Оборот крупнейших достигает $3 млн. в год, а в штате числится до нескольких сотен сотрудников. Кроме специализированных компаний, на рынке присутствуют тысячи фрилансеров. Количество компаний и фрилансеров, специализирующихся на SEO продвижении сайтов растет на 15% в год.
По оценкам MindShare Interaction рынок медийной онлайн-рекламы составит около $ 120 млн. (42% от прогнозируемых $360 млн минус 20% на ошибку).
По оценкам приведенным в статье журнала «Вебпланета», емкость рынка веб-дизайна составляет $ 90 млн. в год.
Рынок Интернет рекламы включая сектор Веб-дизайна (обобщенные данные за 2006-2007 год)
Сегмент рынка |
Емкость рынка |
Темпы роста |
Контекстная реклама, млн. долларов |
110
|
80-100%
|
Медийная (баннерная) реклама, млн. долларов |
120
|
60-70%
|
Поисковая оптимизация (SEO), млн. долларов
|
50
|
200-300%
|
Веб-дизайн, млн. долларов
|
90
|
100-200%
|
Итого, млн. долларов |
380
|
100%
|